Метель 2015: Столица Арктики, часть 6

ЧАСТЬ 6
13.03. -12° пасмурно, безветренно.
Вокруг молоко и ветер, ехать очень тяжело, хоть наст и держит отлично, след практически не видно. Когда застреваешь в снегу, то даже не понятно двигаешься ты или стоишь. Идти можем только благодаря навигатору.

Фото 1. АЗС.[spoiler]



Фото 2. В промысловой деревне.
Прошли деревню Новорыбную и зашли в устье речки Попигай. К вечеру Райт по радиосвязи «обрадовал» нас, что у него перестали крутиться задние колёса. При разборе выяснилось, что срезало шпильки. Райта починили, в том числе с очень удобным аккумуляторным инструментом марки «Энкор», в разработке зарядника для которого принимал участие Стас.
Утром мы заехали в Новорыбную, пока заходили в магазин, машина вплотную стояла к нартам, на которых, видимо, перевозят туши оленей. Современная пищевая промышленность очень сильно исказила наше отношение к убийству животных. Покупая уже разделанные куски мяса, мы не ассоциируем их с коровой, а норковая шубка не вызывает ассоциаций с окровавленными тельцами маленьких зверьков. К тому же на меня, наверное, наложились впечатления от книги о терроре во время французской революции, которую я читала в дороге, в общем, эти нарты, облитые замёрзшей кровью с приклеившимися клоками шерсти, вызвали у меня настоящий ужас.



Фото 3. Сани для жизни.
Шли до самого утра, пока была видимость, потому что днём было ехать совсем тяжело, а в сумерках даже пришлось полностью остановится, потому что видимость пропала совсем.

14.03. -12° пасмурно, ходовое время 14 часов
Сегодняшний день не сильно отличается от вчерашнего, от позавчерашнего, от поза-позавчерашнего. Кругом снег.
Когда вышли с речки Попигай в тундру, Женя сказал: «Вот какой должна быть тундра!» И действительно, ровная, бесконечная, с твёрдым настом, с торчащими кое-где верхушками замёрзшего багульника – ехать по ней одно удовольствие, скорость местами была до сорока километров в час. А еще, под вечер, мы наблюдали красивое природное явление: заходящее красноватое солнце пускает яркий луч вверх и вниз и выглядит это как столп красного света, а вокруг солнца светится дуга, которая ярче всего в месте «соприкосновения» с землей. Со стороны это выглядело как три красных столпа света.
Ночером встретили камаз, который вёз продукты с Якутска в Сопочную (деревня на р. Попигай). Радость от встречи была взаимной, они сделали заметенную колею хорошо видимой для нас, а мы для них.

На ночевку встали в виду огней Юринг-Хаи.


фото 4

15.03. -27° (вечером -35°), солнечно
[right]Мчатся машины по льду Анабара,
Нам этот зимник словно награда!
После ремонтов, торосов, метелей,
Мы как болиды на нём полетели.

[/right]
[right]Н. Михайлова[/right]



Фото 5. Анабар!



Фото 6. По льду, как по асфальту.


Фото 7. Страненнькие знаки на анабарском зимнике.
Утром, а вернее в обед, выехали из Юринг-Хаи. Для нас это было знаменательное событие, так как впервые с Талнаха, мы увидели перед собой настоящий чищенный зимник. Когда попался небольшой участок переметенного зимника с колеёй от грузовика, всех посетила одна и та же мысль: «О нет! Опять!»


Фото 8. Команда.

Зимник проходит по реке Анабар и прочищен, практически, до льда. Из-за чего складывается впечатление, что едешь по прекрасной голубой дороге из стекла. Берега реки не менее живописны: то высоченные скалы, то огромные выветривания, как на Ленских столбах, то свисающие деревья. Так как мы выходили из полосы тундры в лесотундру, то стали появляться еще небольшие, но уже настоящие деревья.

16.03 -42° солнечно
На ночь мы встали возле пикета дорожников, а утром к нам пришел олень. Уже перед самым выездом, Райт рассмотрел, что на возвышенности, где стояли балки рабочих, оленей великое множество – конечно же побежали их смотреть. Оленям не хватает соли в организме, поэтому за «желтый снег» или следы слитой солярки у них настоящая драка. Я наблюдала как рогатый олень отгонял безрогого от слитой солярки, а когда мы отъехали, они прямо кинулись к месту нашей стоянки.


Фото 9. Оленьи стада.


Фото 10. Оленьи стада.


Фото 11. Потянуло на солененькое

[right]«Однажды, когда мы запрягали оленей, готовясь в путь, произошел случай, свидетельствующий об их всеядности. Мы с Максимом разговаривали и курили. Он завернул в свой кисет спички, бумагу и положил рядом. В это время к нам подошел олень — "учак" (обученный ходить под вьюком). Не успели мы опомниться, как олень схватил кисет и разом проглотил. Поймали его за рога, да поздно — кисет-то уже в желудке. Пришлось оленя заколоть, иначе бы он погиб. Кисет со спичками и бумагой вернулся к своему хозяину цел и невредим. На одной нарте был упакован бидон с керосином, так на стоянках около него между оленями шла драка из-за того, чтобы полизать запачканную нарту и снег около нее.»

Урванцев Н.Н. Таймыр — край мой северный[/right]
Утром было минус сорок два градуса, поэтому ехать начали медленно и печально на квадратных колёсах, пока всё не согрелось.
Дорога очень похожа на эвенкийские зимники – такая же кривая, в ухабах, под уклоном и похожий лес вокруг.


Фото 12. Зимники Якутии.
На одном из спусков мы увидели вперед маячивший бензовоз оранжевого цвета. Мне пришлось его догонять, так как мы очень хотели поинтересоваться на предмет свободной солярки. Учитывая цвет бензовоза и гонки по пересеченной местности за ним, я вспомнила джип-ориентирование автоклуба «Бизон» «Охота на лис».
А еще сегодня, первый раз после Талнаха, мы опять увидели легковые автомобили в поселке Оленёк.


Фото 13. Саскылах.

17.03
Удачный.


Фото 14. Застройка Алмазной столицы.


Фото 15. Весёлый город Удачный.

Проехали ещё около ста пятидесяти километров по кривой дороге и попали в город Удачный – алмазную столицу России. Приятный, в меру ухоженный, город с очень яркими фасадами домов, огромным храмом, похожим на Московский Кремль, и вполне обеспеченными гражданами.


Фото 16. Не могла не запечатлеть гостиницу в Удачном.
Только вот бездомные собаки есть и здесь. В деревнях и поселках, которые мы проезжали до этого, бездомную и домашнюю собаку можно отличить только по наличию ошейника, в остальном же они все живут на улице, у всех грустные глаза в которых одна мысль – найти что-то съедобное. А в Удачном, возле гостиницы где мы ночевали, жил обаятельный рыжий парень, похожий на спаниеля, очень воспитанный и степенный. Покормила его как смогла, но взять с собой мне его не разрешили. Наверное, близость этих людей к природе, натуральное хозяйство, постоянная охота (дорога от Саскылаха была усеяна свежими оленьими шкурами и сныкаными по сугробам охотничьими УАЗиками) нивелирует чувство жалости к животным. Впрочем, в деревнях в нескольких десятках километрах от Новосибирска отношение к животным такое же.


Фото 17. У гостиницы.


Фото 18. Мы в Удачном.

18.03
Поехали на смотровую площадку карьера Удачный, где разрабатывается кимберлитовая трубка. Поначалу размеры карьера меня не впечатлили, пока не увидела на дне маленькую копошащуюся точку, которой оказался экскаватор размером с трёх-этажный дом.
[img]1http://cs628531.vk.me/v628531831/11fb7/hAOxGcen_FA.jpg[/img]

Фото 19. Карьер.


Фото 20. Воронка и экскаватор на дне.


Фото 21. Размер техники, которую еле видно на дне карьера.


Фото 22. Немножко автора J


Фото 23. Встреча с мотоклубом «Своя волна» в Удачном.

К вечеру мы были в Мирном. Женины покрышки за время пути пришли в негодность, всю дорогу от Удачного, мы практически жонглировали ими, собирая, разбирая, заклеивая, меняя.


Фото 24. И вот опять.

Первой нашей точкой в Мирном был шиномонтаж, с неудачной попыткой заклейки колес. Мы в это время подыскивали фуру, которая довезла бы машину до Перми.


Фото 25. Попытки добавить немного камер.

Друзья джиперы в Мирном нас сразу предупредили, что найти колёса в Мирном задача не тривиальная и ценник у них, в любом случае, тоже будет не тривиальный. Но в итоге нашлись не очень новые, но вполне живые 35 летние колёса, которые в дальнейшем, на обледеневших дорогах доставили Жене много интересных минут, но всё же позволили добраться до дома.


Фото 26. Очень дорогая свалка.


Фото 27. Дорога домой.

Дальше, мои пути с командой разошлись, так как я была вынуждена улететь на самолёте из Мирного в Новосибирск.
Когда возвращаешься из экспедиции, маленькие сёла сменяются большими, потом ты проезжаешь города по асфальту, где уже есть светофоры, обедаешь в придорожных кафе – одним словом проходишь акклиматизацию. Я же за три часа, фактически из тундры оказалась в Новосибирске. При том в Новосибирске я оказалась в той одежде, в которой прошла всю экспедицию и если в аэропорту на меня просто косились, то в больницу меня не пустили. В самолёте я поняла, насколько тело привыкло к постоянно вибрации в автомобиле и когда включились двигатели, мне стало гораздо комфортнее, чем в тишине. Пока ехала на такси из аэропорта, радостно разглядывала встречные подготовленные джипы – как их много, оказывается. Меня месяц не было дома, во дворе я удивленно разглядывала вывеску магазина, мимо которой, вообще-то, хожу каждый день на работу, а в квартире я бродила по комнатам и удивлялась: «О, какая штука у меня оказывается есть!» Здесь нет проблем с продуктами в магазинах, с шинами, логистикой, столовыми – всем тем, что с таким трудом решалось в нескольких тысячах километров отсюда.


Фото 28. Быстрая дорога домой.

23.03
Утром по объездной дороге пермский экипаж прошел Новосибирск, торопясь домой. Приехали Стас с Лёшей и Каи с Райтом. Я к приезду ребят наготовила разных вкусностей (вкусности преимущественно из мяса), в обед полярникам организовали торжественную встречу клубом. После встречи Каи и Райт взяли курс на Таллинн, а Лёшу приехали проводить Оксана Чернова и Лёша Веретенин.
По всем правилам, экспедиция закончилась 26 марта, когда эстонский экипаж благополучно прибыл домой. В этот раз у меня не получилось красивого лирического окончания, напишу лишь, что мы по-прежнему держим курс на Арктику.


Фото 29. Полный маршрут экспедиции.

[center]Команда экспедиции «Метель2015: Столица Арктики» и Новосибирский экипаж[/center]
[center] выражают искреннюю благодарность:[/center]

Шефединову Павлу Сергеевичу, начальнику ФГУКУ «ОФПС-31» ;
Дранчук Михаилу Юрьевичу, и. о. начальника Управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого ГО и ЧС муниципального района;
Коллективу полярной станции СопКарга - Алексею, Антонине и Вячеславу;
Владимиру Гамбургеру, начальнику службы спец.транспорта аэропорта Диксон и его сыну
Юрию Гамбургеру;
Дмитрию Асовскому, сотруднику аэропорта Диксон;
Краусу Павлу Андреевичу, главе пгт Диксон;
Александру, начальнику транспортной подбазы на Енисее;
Ирине Васильевне Кохан, главному бухгалтеру МУП «Диксонбыт»;
Компании Трансаэро;
Артищеву Петру и магазину Petyara.[/bru;
Анне Мороз, координатору экспедиции Притяжение Арктики;
Ларисе Салаватовне, сотруднику погрануправления в Новосибирске;
Кабанову Игорю Алексеевичу и Карасеву Валерию Вадимовичу, сотрудникам ОАО «Норильскгазпром»;
Олегу Геннадьевичу Корнилову, сотруднику Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
Олегу Ивановичу Довгань, начальнику Управление ФСБ Дудинка;
Соловьеву Александру Игоревичу, сотруднику Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
Вере Алексеевне, сотруднику Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
Анисимову Дмитрию Владимировичу, Начальнику департамента имущества и земельных отношений Администрации Тазовского района;
Юрию Жданову;
Дмитрию Кисляеву, начальнику базы РПСБ в Норильске;
Ивану Колмакову, и всему коллективу ПГРРЭ в Хатанге;

И нашим друзьям: Максиму Мельникову, Алексею Макаренко, Сергею Филатову, Алексею Зуеву, Анне Тузовой.
  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30