Берингия. Часть 5

02.02.2016 г., пасмурно -25°, ходовое время 4 часа, пробег 201 км.Так как накануне на ночёвку встали поздно, спали мало, сегодня проснулись снулые и не очень добрые. Погода соответствовала состоянию: серая и хмарая. К счастью, дорога не поддержала общий настрой и стала обычной отсыпухой, которая казалась раем после вчерашних испытаний.

[spoiler]Дорога на Билибино
Быстро доехали до города Билибино, где нас всех приютил Слава Загоскин. Вечером сварили уху из чира (которую я безбожно пересолила) и сидели за столом. Можно конечно пересказать наши разговоры о машинах, о политике, о жизни, но, думаю, это не имеет смысла. Это один из таких моментов экспедиции, которые можно только пережить, оказавшись здесь. Слава занимается геологией, поэтому очень много ездит по Чукотке на вездеходе, на этом фоне они с Лёшей сразу нашли общий язык, а мне, как бывалый путешественник, Слава дал очень полезный совет: записывать в течение дня короткими фразами все случившиеся события, чтобы ничего не забыть при написании дневника. Так и стала делать в телефон. А еще запишу очень понравившиеся мне слова Славы: «У меня нет второй жизни на материке, я живу здесь и обустраиваю свою жизнь здесь». Очень много интересного про Чукотку и не только в дневнике Славы http://slava-zz.livejournal.com/.
Отморозки на Лабутенах, как окрестил нас Слава
03.02.2016 г. солнечно -25° днёвка.
Днёвка в Билиби6о с бассейном и решением хозяйственных вопросов. Отчётность за наш приезд перед всеми органами власти. Как это происходило, можно почитать в Фэйсбуке у Алексея Тузова.https://www.facebook.com/alexey.tuzov.7/posts/884199491693990
На АЭС мы не попали
А говорят, что Москва дорогой город
04.02.2016 г. пасмурно -20°, ходовое время 14 часов, пробег 340 км.
Выехали утром на Певек. Поворот на зимник, как обычно, за гаражами. Сначала зимник идёт по долине реки Кипервеем и, хотя накануне перед нами вышло два грузовика, след местами перемело и пришлось пару раз сдуваться. Новая интерпретация детской загадки «туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно» - топтать зимник.
Между вершинами Иргуней и Нераклыпыткыней начался перевал тягун. Хорошо, что не метёт, а то пришлось бы долго подниматься. В заброшенном селе Бараниха (где когда-то был даже аэропорт) стоит понижающая подстанция, которая давно питает исключительно себя и живёт там всего один человек.
Аэропорт посёлка Бараниха
Подстанция питающая сама себяЧерез девяносто километров после первого перевала начался второй такой же тягун между двумя безымянными вершинами. Здесь же встретили волокушу, по свежему следу которой мы шли последние километров двадцать. Волокушу обогнали перед перевалом, дальше след предыдущей волокуши был сильно разбит грузовиками, двигались в режиме ралли, валясь с одного бока на другой. Обогнали и эти грузовики, по менее разбитой дороге идти стало легче, стараемся держаться между колеями или по боковым перемётам, так как они относительно ровные.
Волокуша: вид спереди
Волокуша: вид сзади
Вышли к маяку на берегу Чаунской губы, вокруг которого, судя по количеству следов, зайцы устраивают ежедневные демонстрации. От маяка дорога поворачивает на девяносто градусов, пересекает несколько рек с хитрыми переправами, когда спуск в одном месте, а выход метров через пятьсот вниз или вверх по течению, хотя ширина речки метров пятьдесят от силы. Сделано это потому, что все речки текут в небольших каньонах и переправа выбирает самый пологий спуск и самый пологий выезд. А когда зимник вышел на лёд Чаунской губы начались чудеса: абсолютно ровная, намороженная ледяная дорога, с красивыми, новыми, аккуратными вешками, а не палками воткнутыми в бочки. И это не просто чищенный лёд, а специально намороженный наливами, потому что природный лёд не бывает таким ровным. И никаких шлагбаумов, КПП, пропусков – езжай добрый человек, только соблюдай правила движения. Даже не знаю, что более волшебно, то, что в темноте дорогу вообще не отличить от асфальтовой или то, что строит её за свой счёт и для своих нужд золотодобывающая компания Клода Шимпера Кинросс, которая разрабатывает рудник «Купол».
Заячья дискотека на берегу Чаунской губыО своих впечатлениях от дороги я на следующий день рассказала заместителю директора ОП Певек Слободянику Александру Анатольевичу, но он удивил меня ещё сильнее. Я слушала его и не верила. Самое наглядное воплощение политики этой компании это организация быта: обслуживание сотрудников осуществляет специализированная компания Sodexo. Горничные проводят уборку всех помещений и жилых комнат каждый день, они же раз в неделю меняют постельное бельё. После первой ночёвки, пока мы не попали в общий режим, никто с утра не успел заправить кровати, побежали в столовую на завтрак, по возвращении обнаружили все кровати аккуратно заправленными.
Номера

Дом из палатокЕсть отдельная прачечная, где можно постирать вещи самому, либо оставить на специальном стеллаже и тебе вернут её выстиранной выглаженной и починенной. Чистые аккуратные душевые, тёплые чистые туалеты, вообще везде чистота, порядок и аккуратность во всём. Для меня ещё очень важны ольфакторные ощущения, так вот, там везде хорошо пахнет. Всем рабочим выдаются качественные обувь и одежда на тинисулейте, а не синтепоне. Техника безопасности тоже не пустой звук: на заправке, в гараже и других объектах можно находиться только в каске и защитных очках. Автомобили допускаются в гараж только с пустыми баками. Регулярные инструктажи по технике безопасности. По этой же причине нам не смогли приварить шток к газомаслянному амортизатору Патруля – нельзя варить заполненные ёмкости.
Гараж Кинросса - порядок как у Стаса

Такая вот техника безопасности

ОттаиваемПитание рабочих тоже отдельная тема. Сначала обязательное использование автомата с дизенфикатором для рук. Потом установлены автоматы с чаем, кофе, водой, молоком и компотом. Дальше на раздаче несколько видов салатов, первых блюд, вторых блюд, выпечки. На отдельном столе сухари, чеснок, лук, оливки, соусы. На завтрак два вида каши, омлет, тушёный картофель, для желающих сухие завтраки. Человек на раздаче в чистой белой униформе, каждому рассказывает, что сегодня в меню (не бурчит «читайте сами»), пока у раздачи нет посетителей, он стоит в позе профессионального официанта и пришедшим не надо его искать. А ещё тут все тебе очень вежливо улыбаются. А ведь здесь только подразделение компании, которое занимается строительством дороги для перевозки грузов на сам рудник и логистикой этих самых грузов и рабочих. Не говоря уже о полном социальном пакете и выплачиваемой вовремя зарплате. Мы, если честно, чуть свои резюме не понесли в секретариат.
Чай, кофе, молоко, вода, кампот

Добавки на любой вкус

И стало мне здесь так обидно, почему в нашей стране нельзя всё также организовать. Почему, если это будет российское предприятие, то всюду будут валяться кучи хлама и металлолома, кривая в ухабах дорога, каморки для рабочих, а как только получше что построят, то не дай бог их дорогой кто воспользуется, сразу хватать и не пущать. И не иностранцы же здесь работают, а такие же русские люди.
Порядок во всём

Залив, на берегу которого стоит подбазаКомпания Кинрос осуществляет активную социальную политику не только в отношении своих работников, но и в отношении территорий, где расположены её предприятия. Более подробно об этом можно почитать на сайте компании http://www.kinrossgold.ru/responsibility/. Не оставила эта компания без внимания и наше мероприятие. На самом руднике Купол, работает наш одноклубник Алексей Федюнин, который и дал нам контакты сотрудника занимающегося корпоративной социальной ответственностью. Благодаря Евгении Саевич нас встретили, разместили, накормили и заправили, в рамках поддержания спортивного автомобильного туризма.

05.02.2016 г. солнечно -30°, днёвка
Утром, после инструктажа по технике безопасности в касках и очках нас пустили в гараж, где каждый занялся проверкой своих автомобилей, потом нас заправили и мы поехали в город Певек, где путешественников уже заждались «граничники», как называет их Райт и корреспондент газеты «Полярная звезда».
Из разговоров мы узнали, что здесь постоянно дует какой-нибудь ветер. Основной это южак, южный ветер, самый свирепый, который приносит тепло и, как следствие, сильную непогоду, но именно он набивает наст. Еще есть северяк - ледяной арктический ветер, но он не приносит столько разрушений как южак.
Остались на ещё одну ночь на гостеприимной подбазе компании Кинросс.

Морской порт Певек
Дорога на Певек
06.02.2016 г. -30°, облачно, сильный ветер, ходовое время 5 часов, пробег 90 км.
Ночью задул ветер, стены палаток сильно гудели. Кстати, офис подбазы привязан цепями к бетонной плите, двери не на обычных доводчиках, а на цепях – к вопросу о силе ветра, который здесь дует.
В семидесяти километрах от подбазы дорогу успело перемести, видимость меньше ста метров, во всю метёт низовая метель, при которой над тобой чистое голубое небо, а вокруг беснуются клубы снега.
Низовая метельЁжики в туманеС трудом добрались до золотодобывающей артели «Чукотка» и попытались спрятать машины между зданиями, чтобы переждать метель. При этих попытках (не очень удачных, к слову) нас встретил начальник прииска Слава Григораш, загнал наши машины в гараж, накормил и определил на ночлег. О нас Славе рассказал Виктор Жданович, который также прислал Алексею много полезной информации по маршруту. Вот так вот приходит помощь, когда её не ждёшь. Провели вечер в артели со Славой и его супругой Викторией.

Со Славой Григорашем

Артель Чукотка

07.02.2016 г. солнечно -24°, ходовое время 13 часов, пробег 123 км.
Утром выехали за трактором артели, который начал чистить заметённую дорогу. Протащившись за ним пару километров, решили попробовать обогнать его. Дальше дорога оказалась почти не заметённой – били ходом небольшие перемёты, иногда объезжали их по тундре.


Насяльника

Та самая фея


Арктические зайки

Прошли рудник Майский, сразу за ним свернули направо на сопку, по остатку тракторной колеи. А вот спуск с этой сопки дался тяжело, так как её хорошо забило снегом.       Копались на спуске несколько часов, пока не спустились в долину реки Кукэвеем. Здесь нашли след трекола, трек которого нам ранее прислали связисты артели «Шахтёр». Шли со скоростью 3-5 километров в час, след не особо помогал, указывая только направление. С большим трудом дошли до речки Кувет, где встали на ночёвку.

08.02.2016 г. солнечно -35°, ходовое время 13,5 часов, пробег 180 км.
С утра битва в снегу продолжилась, в целом след трекола стал держать машины лучше, но не всегда, а сход со следа каждый раз был маленькой трагедией на час. В месте, где долина реки Пегтымель сильно расширяется, самый свежий след перешел на другую сторону реки, начал от неё откланяться и жаться к сопкам, в то время как трек, который нам дали, уверенно шёл по другой стороне долины, что и логично, так как здесь сопки намного дальше от берега, долина шире, а значит ветер хорошо надувает снег и наст будет жёстче, а мягкий снег соответственно выдувает. А трек, который нам очень помог прислал Виталий Астасиев, начальник усзла связи рудника Ленинградский.Потратив полтора часа на первый малюсенький подъемчик, решили, всё же, идти по треку, а не следу. Пешая разведка показала, что по треку дальше есть хороший след. Начали переезжать через кривое озеро на обнаруженный след. Подъем из озера на след занял ещё полтора часа. Кажется, что наст очень жёсткий, по нему можно прыгать, лопата его не прорубает, но машина, даже на давлении в 0,2 атм его режет, а под настом не снег, а полная фигня – тот самый снег-песок, про который нам говорили. Загляните в сахарницу – вот мы оказались внутри очень большой сахарницы. Этот снежный песок не топчется, не мнётся, не слипается и прорезав наст машина в него сразу закапывается. Может трекол, за которым мы поехали вначале, заблудился или поехал на рыбалку, но под сопками ездить последнее дело.
Обманчивый настПо широкой долине шлось гораздо лучше, но каждое случайное закапывание в снег отрывало по часу времени.В темноте вышли к руднику «Сквозной», который разрабатывает артель «Шахтёр». Нас накормили ужином и отправили на рудник «Ленинградский», где расположена основная база артели. Между рудниками расстояние в 100 километров сделанного волокушей зимника со следом от гусянки.
Ночевали в артели в тёплых комнатах. За такое гостеприимство спасибо директору артели Руппелю Ивану Ивановичу.



на Ленинградском

На Ленинградском

Летописец
09.02.2016 г. солнечно -35°, днёвка
Помимо тёплых комнат, горячей еды и тёплого гаража нам сделали экскурсию в шахту, где показали как добывают золото. Сначала спуск под землю вдоль транспортерной ленты. Потом идёт основной коридор, от которого множество ответвлений. Между основным коридором и боковыми проходами из коренной породы оставлены «тумбы», поддерживающие свод. Маслом на стены шахты наносят метки для бурения, потом отбойным молотком пробуривают дыры глубиной в несколько метров и туда закладывают взрывчатку. Взорванную породу вывозят специальными подземными погрузчиками на транспортёр, а поднятая руда отправляется на обогащение. Свод шахты состоит из гальки, скреплённой вечной мерзлотой, а ниже идёт золотоносная порода.
Спуск в рудник

Рудник

Золотоносная порода под вечной мерзлотой

Подземный зверь

Поднятие руды

Вместо китовой аллеи на Уэлене, которую я не увиделаВечером посмотрели свои машинки в тёплом гараже, съели вкусный ужин и легли спать набираться сил для следующего этапа экспедиции.

10.02.2016 г. переменная облачность, -24°, ходовое время 12 часов, пробег 120 км.
Утром уехали из артели и по зимнику доехали до мыса Шмидта. По пути пересекли 180 меридиан, где кончаются все карты и стоит железная стела.

Не первый раз встречаю заброшенные и почти заброшенные северные города, но каждый раз они производят гнетущее впечатление. На сам мыс не рискнули заезжать, так как всё завалено металлоломом и поймать какую-нибудь железку в покрышку нам совсем не хотелось. Доехали до косы Двух пилотов, где нас догнал космофизик Александр, рассказал, что знает о дорогах, сказал, что по косам нам не пройти, дал контакты вездеходчиков, которые возят продукты на Ванкарем. На улице всего -24°, но с моря дует такой сырой и холодный ветер, что десятиминутный разговор на улице замораживает напрочь.
Мыс Шмидта

Встреча с Александром
Встреча с Александром

Фото Александра в книге про Чукотку (сделано мной в Нутепельмене)


Мыс Шмидта

Памятник Джеймсу КукуПотом нас накормили обедом на подбазе всё той же артели «Шахтёр» и после вкусной еды мы засели за совещание, куда и как ехать. Было выдвинуто три варианта, идти на Анадырь через Эгвикинот, на Ванкарем через перевал Иультин, где придётся пройти девяносто километров по тундре или пойти на Ванкарем по косе. Обсуждение затянулось больше чем на час, доводы были высказаны разные. В итоге было принято решение сначала попробовать по косам, потом через Иультин, ну а если и там не получится, то поедем на Анадырь. Про косы нам ещё рассказывали про высокие прибойные стены и сильное торошение, так как осенью были сильные шторма. Прошли памятник на косе Двух пилотов и почти сразу на Патруле опять зажевало колесо, которое стравило по трещинам. Кому интересно, подробный отчет об эксплуатации покрышек rctic Trucks написал на собственном опыте Евгений Заичкин, участник экспедиции на остров Диксон в 2015 году https://www.drive2.ru/l/6212385/
Совет в ФиляхПриняли не простое решение, московскому экипажу возвращаться в посёлок и попытаться решить логистическую задачку по доставке нашей запаски, которую мы оставили в Билибино у Славы с целью облегчения авто и, при возможности выбраться в Эгвекинот, либо дождаться нашего возвращения и уйти в Эгвекинот вместе, в зависимости от положения. В любом случае, на мысе Шмидта есть связь, а у нас спутниковый телефон.Пошли дальше по косе в две машины, снег опять как песок, идём очень тяжело: пытаемся по старой памяти идти по застругам, но если одни заструги, как им положено, твёрдые, то другие, на вид точно такие же, моментом проваливаются. Наст, в основном, тонкий и жёсткий, под машиной он давится, но потом мешает топтаться – колесо в него упирается. Ближе к морю коса немногим лучше, а потом и вообще ехали по льду. Ночевали возле маяка в 20 километрах от мыса Шмидта.
Начало косы не внушало оптимизма
Памятник ИЛ-14 на мысе Шмидта
11.02.2016 г. переменная облачность, -22°, ходовое время 12 часов, пробег 135 км.
С утра совершенно ничего не видно, ещё и тепло – все признаки приближающейся метели. Продолжаем двигаться по краю косы. Увидели следы белого медведя, ажиотажу не было границ, все их снимали и фотографировали. Размер следа примерно с мой 37 размер ноги, не знаю какого размера этот мишка, но он оставил чёткий отпечаток на насте, на котором не оставлял следов даже Райво.
Мы тут не одни

Вышли к первому проливу между косами Пильгын (по чукотски пильхын означает горло, или пролив) и прошли его без проблем. Вдоль берега косы, по которому мы едем, местами стоит прибойная стена высотой до четырёх метров, а на море такое торошение, что без боли не взглянешь, если представить себе, что нам пришлось бы ехать там.
Торосики

Торосики

К обеду в небе проглянуло бледное солнце, больше похожее на луну. Вдоль линии горизонта, со стороны моря, появилась белая полоса, потом добавилась голубая – это видно вдали как солнце светит на снег и голубое небо. Голубая и белая полосы начали расширяться, даря надежду на ясную погоду, которая вскоре и оправдалась.
После очередного разрушенного строения с неимоверными складами бочек и мачтами антенн, ещё стоящими на растяжках, на берегу были врыты столбики не выше полуметра в высоту. Столбики торчали каждые пятьдесят-сто метров, по одной линии вдоль берега на протяжении пары километров. Кто потратил свои силы, чтобы поставить их, зачем они нужны? Ответа нет, да уже и не будет. Загадка не хуже истуканов острова Пасхи, которыми полна наша планета.
Коса стала очень узкой и бугристой, машина несколько раз уходила в нехилые крены.
На косе Двух пилотовНа косе Двух пилотовНа косе Двух пилотовПервые встреченные медвежьи следы вызвали горячий интерес, но он достаточно быстро прошел, потому что вокруг всё было в медвежьих следах. Может это и один медведь ходил туда-сюда, но, скорее всего, это было много разных медведей.Вышли к устью реки Амгуэма, про которое нам говорили, что на нём, наверняка, будут проблемы. Но торосов не было, как и глубокого снега, поэтому устье прошли без потерь.     Вся коса завалена мусором – как природным (корягами и плавником) так и антропогенным (бочки и неведомые железяки).
Воздействие человека на природу

А мы очень красивые;)))

Ну очень красивые
Не доезжая пятидесяти километров до Ванкарема увидели его огни. Перед машинами, как страж, вышла росомаха и долго рассматривала туристов, лениво пресекая попытки её объехать.
Чё припёрлись?

Ладно, езжайте
За тринадцать километров до Ванкарема выехали на зимник, который ведёт к озеру, куда ездят за водой. В Ванкареме нас уже ждали: напоили горячим чаем и угостили деликатесом, которой мы обсуждали всю дорогу – китовым салом. Поставила ещё одну галочку в своём списке того, что надо испытать на себе, но привычное свиное сало, кажется вкуснее. К слову сказать, взятый мной из дома кусочек солёного свиного сала с чесноком у ванкаремцев особого восторга не вызвал. Зато упоминаемая ранее эстонская колбаса понравилась всем.
Монтак, китовое сало

Пекуль, чукотский женский нож
Кончик китового уса

Снегоступы
Фото:
  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30