Памир часть 1


Все когда-нибудь заканчивается. И наше удивительное приключение тоже. Позади 9 тысяч километров пути, 23 дня не похожих друг на друга. Картинки за окном автомобилей менялись каждую минуту.
Четыре страны со своими красотами и обычаями.
СМ 2015 прошел на территории России и постсоветского пространства: Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Основная цель – Памирский тракт пройден. Нас не остановило ни скопление военных формирований движения «Талибан» в приграничной провинции Афганского Бадахшана, ни множественные сходы селевых потоков.
А теперь подробнее…[spoiler]
18 июля от цирка в поисках приключений стартовали 7 экипажей:

TLK 80 121 экипаж
1 Лабенский Дмитрий
2 Парфенова Юлия
3 Останькович Александр
4 Пархоменко Татьяна
2 Mitsubishi Pajero 120 экипаж
5 Гуревич Евгений
6 Гуревич Олеся
7 Гуревич Полина
8 Гуревич Алексей
3 TLC 105 31 экипаж
9 Шальнев Евгений
10 Куликова Валентина
11 Шальнева Анна
4 Subaru Leone 13 экипаж
12 Ситников Игорь
13 Ситникова Анна
14 Ситникова Алиса
5 TLC Prado 10 экипаж
15 Булгаков Олег
16 Булгакова Юлия
6 Isuzu MU 11 экипаж
17 Гриднев Сергей
18 Федюнин Алексей
7 Chevrolet Tracker 123 экипаж
19 Астраханцев Николай
20 Астраханцева Александра




Погода радует за бортом +35, едем к границе, по плану мы ее переходим в ПП Павловка.
Благодаря содействию аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СФО и ФСБ России погран. переход был пройден очень быстро. К вечеру мы без происшествий добрались до предполагаемого места ночевки. Встали на водохранилище за Экибастузом.


Первые 730км. пройдены.
День 2

Начался с утреннего купания. Солнце балует путешественников.
А вот КЗ ГАИ радовать ни кого не собирается. Ловят они россиян на том, на что в России закрывают глаза. Нашим камнем преткновения стало отсутствия диагностической карты техосмотра у 31 экипажа. Решив проблемы на посту, приняли решения заказать скан документа, так как передвигаться по КЗ без него добавляло массу проблем.
Перед Карагандой первая поломка у 13 экипажа. Оторвало резьбу штока на задней стойке.

Замена на новую, и нас ждет Караганда.

Обмен валюты, заправка, получения диагностической карты и  встреча восьмого Нижневартовского экипажа.


8 TLK 80 экипаж Вартовск
21 Кондрашов Дмитрий
22 Кондрашова Светлана
23 Кондрашова София

Далее без происшествий мы добираемся до Балхаша, и встаем на ночевку.

Пробег 700 км
День 3. Заброска продолжается.
А картинки за окном начинают меняться. бескрайние степи КЗ ближе к границы уступают место горным пейзажам. Появляются пейзажи красивейшей горной системы Тянь-Шаня.

ПП Чалдовар напоминает барахолку. Все что-то носят, перекладывают.
Тем не менее, таможню мы проходим за 1,5 часа. Страховку на территории Киргизии оформлять не нужно, а вот экологический сбор прибл. 1000 руб., обязателен (Здесь и далее все сборы пишу в рублях, по приблизительному курсу на момент поездки).
Странно, но факт – при пересечении границ, сильно меняются и пейзажи.

За Погран. переходом платная дорога. За 320р. 4 тоннеля,  

и красивейший перевал (3200)

Вторую часть этой красоты мы оставили на следующий день. Стемнело, мы нашли небольшую поляну на обочине, там и заночевали.


Надо отметить, что на этом месте и далее далеко ни один раз мы вставали рядом с населенными пунктами (аулами, кишлаками, летниками) ни каких проблем с местным населением не было.
Пробег 730 км.

День 4
Нашему взору открылись удивительные пейзажи.

Даже опытные путешественники и профессиональные фотографы, хватались за фотоаппараты и щелкали, щелкали, щелкали… Пытались сфотографировать зная, что ни один фотоаппарат не передаст всей этой красоты.

А тем временем заброска продолжается, и всю эту красоту мы смотрим из окон своих автомобилей.
Забегая вперед, скажу что, Киргизия удивительная горная страна, с ее реками, перевалами, красивейшими озерами, и гостеприимством местных жителей. Могу сказать точно, что эта страна отдельная тема для путешествия, и когда-нибудь я точно туда вернусь.
А тем временем мы проехали Токтогул, добрались до Токтогульского водохранилища,

купание и дальше в путь.

Наш путь лежит по красивейшей долине реки Нарын с изумрудным цветом воды.


Во второй половине дня мы добрались до многовекового города в Кыргызстане – Ош. Это один из древнейших согдийских (персидских) среднеазиатских городов. Точная дата его возникновения неизвестна. Легенды связывают основание его с именем Александра Македонского и даже пророка Соломона (Сулеймана). Самое раннее упоминание города в летописях относится к IX в. н. э.
Ош – красивый среднеазиатский город, с поправкой на цивилизацию. Несмотря на негуманные цены на топливо (ДТ- 41р.) в городе большое количество транспорта, пробки.


Мельком посмотрев красоты города, посетив рынок, пытаемся выбраться из города через пробки.

Далеко отъехать не удалось. В 30 км. от города пропала зарядка у 10 экипажа. Вскрытие показало, полетел блок выпрямителя генератора.


Разобрали запасной генератор 31 экипажа, немного поработали напильником, и 10-ка опять в строю.
Но день не резиновый, и солнышко неумолимо клонится к закату. Ищем место для ночевки, и за поселком Кызыл-Кия разбиваем лагерь.

Пробег 630км.
День 5
Радует солнышком, и утренней жарой.
А мы продолжаем двигаться к цели.
К  ПП Киргизия – Таджикистан (Баткен – Исфара) добрались к 11 часам.


Не смотря на отсутствия электричества на Таджикской границе, проходим обе границы за два часа. В Таджикистане страховка не требуется, но берут дорожный налог 25$, и 100руб., за сан. обработку автомобилей.
И вот он Таджикистан!



У 123 экипажа застучала крестовина, совмещаем приятное с полезным. Находим пляж на Кайраккумском водохранилище, он оказался платным. За небольшие деньги устроили пикничок с купанием, ремонтом и обедом.


Женщины в купальниках в этих местах большая редкость, и местные смотрели на нас широко открытыми глазами. Совет будущим путешественницам по Таджикистану, девушки позаботьтесь о закрытых купальных костюмах (рубашке), не ставьте в неловкое положения себя и местных жителей. Но мы имеем то, что имеем)))
Успешно закончив ремонт, вдоволь насладившись купанием, продолжаем движение.
Во многих сложных местах сделали платные дороги, и перевалы теперь стали ниже, но не менее интересные.

Так, перевал Шахристан ранее имевший высоту 3378м понизился до 2600м, с хорошим асфальтовым покрытием и тоннелям длиной 3200 м. Все это удовольствие за 230р. Далее нам удастся почувствовать разницу, так что асфальт, тоннель, красота и все это ВСЕГО ЗА 230р.



На последнем спуске с перевала что-то захрустело у Вартовского экипажа.
Диагностика показала: срезало зуб на редукторе переднего моста.

Сняли фланцы и кардан. Решение проблемы решили отложить до Душанбе, а пока у нас появился заднеприводный автомобиль.
Диагностику совместили с ужином в кафе.


Сытые и довольные поехали к самому большому озеру Фанских гор – Искандеркуль.
Озеро Искандеркуль – жемчужина Памиро-Алая, его называют сердцем Фанских гор. Со всех сторон его окружают громады гор, образуя в отдельных местах неприступные обрывы.
Вода в озере сильно поднялась, и найти место для ночевки рядом с водой, но не на базе не удалось. За то во время поиска места для ночевки посмотрели «скромную дачу президента Таджикистана»
Встали на базе, немного поторговавшись, и уменьшив сумму в 2 раза.

Итого: чтоб посетить эту достопримечательность надо заплатить за посещение озера 165р. с человека (торг возможен) и 200 за въезд на территорию базы (так же с торгом)

Пробег 500 км.
День 6

Утро встретило нас ярким солнцем. Но к нашему разочарованию вода в Искандеркуле оказалась далеко не бирюзового цвета, как пишут во всех справочниках. Высокая вода сделала свое дело, и приобрела мутно-серый цвет в озере.

Но, если где-то убыло, то где-то обязательно прибыло. У нас запланирована утренняя прогулка на водопад, который находится недалеко от озера, на реке Искандердарья, называемый «Фанская Ниагара».

Водопад располагается в узком ущелье, высота падения воды составляет 56 метра. Подойти к водопаду можно лишь по верху, прямо над ним установлена металлическая смотровая площадка.

Вот здесь-то большой расход воды в реке показал нам все прелести водопада.


Забежали на небольшое красивое озеро Змеиное, названное так туристами из-за замеченных в его водах змей, расположенное в ущелье реки Серима.
На берегу Искандеркуля располагается турбаза, построенная ещё во времена Советского Союза, есть небольшой музей озера. Дядя Алик (так он представился) директор турбазы, показал нам музей, рассказал о существующих маршрутах на Искандеркуле, о том, что мостик к водопаду занесли инструктора турбазы в 1975 г., на себе.


Огорчился, что мы так мало времени уделили удивительному краю «Фанские Горы», и пожелал нам счастливого пути.
Полностью согласна с «Дядей Аликом» о красоте «Фанских Гор» можно говорить долго. Но, нас ждет Памир.
В полдень мы выдвигаемся в сторону уже такой близкой мечты, но все еще недосягаемой. Достоверной информации есть ли дорога на Памире после селевых потоков НЕТ.
Платная дорога по тоннелю перевала Онзоб закрыта на ремонт, и мы едем по старой дороге через перевал. Пыль, ухабы, скорость передвижения 20-30км/ч. Но, неописуемые красоты, снежники не могли не радовать глаз. Высота 3 381м.



На перевале есть источник с минеральной водой

К 17-00 добрались до Душанбе.


Все организации в Таджикистане работают именно до 17 часов. Вопрос с регистрацией надо решать уже завтра. Но, и тут не все так гладко. Все, что относится к туризму в Таджикистане – это кормушка для чиновников. Ни кто не знает, что надо, как надо, но чем больше дашь, тем проще решится вопрос. И никакие договоренности с Посольством и МИДом в этом деле вам не помогут. Везде круговая родственная порука.
Вторая группа пытается найти «афганский разбор», где по слухам очень дешевые запчасти на Тойоту. Разбор, конечно нашли, но дешевым его не назовешь. Да и подходящих запчастей тоже на нем не нашли.
Так как возле Душанбе все равно негде разместится палаточным лагерем, едем в Нурек, решив попробовать решить вопрос с регистрацией там. Не получится, вернутся в Душанбе.
Место для ночевки сразу найти не удается. Местные жители показали нам место на реке. Место очень похоже на змеиное в прямом и переносном смысле. Но деваться не куда. Остаемся ночевать здесь, а с утра искать место для дневки.




Вечером приехали те самые мутные местные жители, и после этого мы еще раз убедились, что место дислокации необходимо поменять.
Пробег 380км.

День 7     Дневка

Юлка, Останькович и Игорь Ситников в 8-00 стартуют решать проблему с регистрацией.
120-й и 123-й уезжают искать место для дневки.
В Нуреке регистрацию не делают. И мы едем назад в Душанбе.



По дороги в Душанбе у нас перестает ехать машина. Диагностика показала, проблема с топливом. Во всех отчетах по Памиру, пишут, что качество топлива в Таджикистане плохое. Мы тоже не будем исключением, качество ужасное. Но, мы к этому были готовы. Эту проблему мы попытались решить еще в Новосибирске. Выбор пал на продукт фирмы Моторесурс – «Активатор топлива».  Кроме всех достоинств этой присадки, есть одно огромное отличие от всех остальных, она подходит как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, что для нас было немаловажно.
И вот пришло время «Активатора топливо», заливаем прямо на трассе нужное количество присадки и начинаем ехать, через несколько километров топливо перемешивается, и машина поехала!!! Ура!!!
В ОВИРе нас ждали с «распростертыми объятиями», потирая руки, а в глазах $$$. Сказали, что регистрацию мы будем делать 3 дня. Пытались даже объяснить нам, что мы уже просрочили дату регистрации. Поняв, что это очередной развод на деньги, мы им рассказали свою версию истории, после чего нашли компромисс. Конечно, поразила наглость, отсутствие страха и уверенность в полной безнаказанности работников ОВИРа. Но это тема отдельного отчета, и может быть, мы будем не единственными туристами, которые попытаются обратить внимание властей на это безобразие. И власти Таджикистана, когда-нибудь сделают прозрачную схему регистрации, для Российских туристов, или вообще уберут, как сделали власти Киргизии и Казахстана.
Спасибо, работнику турфирмы – Умеду. Он сглаживал ситуацию и старался, как мог. Ему приходилось играть на две стороны, мы приехали и уехали, а ему с этими людьми работать.
Наконец-то сдав документы, мы пошли пообедать. И только в тот момент мы поняли, что кроме утреннего кофе мы сегодня нечего еще не ели.
Умед привел нас в какое-то место. С виду это выглядело, мягко говоря, не привлекательно. Мухи, ужасный запах, какая-то вода на полу. Но вот открылась дверь, и мы попали в сказку. И к этой сказки, добавлялись кондиционеры, что в +45 было не маловажно. Умед угостил нас обедом. Очень вкусно. Названий блюд, я к сожалению не запомнила. Нашему вегетарианцу принесли такую порцию, что он не смог осилить даже четверть.
К 16-00 свершилось чудо. Мы получили регистрацию. При этом перед нами даже извинились. Вроде как, нас с начало не правильно поняли.
Чтоб было понятнее, коротко расскажу, о правилах регистрации. Ее можно сделать 2-мя способами:
- найти местного жителя, который тебя может зарегистрировать;
- через турфирму. Ценники меняются в зависимости от жадности турфирмы.
Нашей турфирме к их сожалению на нас много денег заработать не удалось (соглашение с Посольством). Может поэтому нам показали весь этот цирк, а может это всегда так и бывает. Это для нас уже навсегда останется загадкой.
Наконец, закончив это, как выяснили нелегкое занятие, мы поехали на поиски нашего нового пристанища. По дороге решили заскочить на Нуре́кскую ГЭС (гидроэлектростанция вблизи города Нурек на реке Вахш. Считается, что мощность станции составляет 3,0 ГВт.). Сброс воды впечатляет.

Наши разведчики нашли очень красивое место в огороде местных жителей, с беседкой, гранатом и ежевикой.



Сторговавшись с хозяевами на 2000 р., со всей компании.
Правда, хозяева попросили быть всех аккуратнее. В этом районе по их словам водится много змей – кобры.
Водители занялись проверкой автомобилей.
10-й поменял масло.
121-й нашел причину появления сверчка в машине. Отремонтировал передний тормозной цилиндр, поменял передние колодки.
Вартовск – разобрал мост. Понял, что работать он уже не будет (выломало 4 зуба),

и собрал уже теперь точно моноприводный автомобиль.
Была еще в этот день 3-я задача. У Светы с Вартовского экипажа, появились признаки кишечной инфекции с температурой 39 (по аналогии с «горняшкой» назвали наши проблемы «говняшка»). До больницы они не доехали, по пути встретили машину медсанчасти. И военный доктор спас нашу Светлану. Вечером он даже оформил ей пропуск на территорию части, вызвал врача инфекциониста и поставил капельницу.
Но, на этом история нашей «говняшки» не закончилась. Света была первым человеком, который прочувствовал ее на себе.
Команда тем временем, тоже не скучала. Приготовили праздничный ужин (шурпу и шашлыки).
Отдельные члены команды порадовали нас праздничным концертом.
А этот праздник назывался ДНЕВКА)))


День 8 Нас ждет ПАМИР.

Но достоверной информации, о дороги мы так и не получили. Одни уверенно говорят дорога есть, другие, что ее нет… Поедем, проверим.
И вот мы выдвинулись в сторону такого загадочного и недоступного Памира.
Всей командой посещаем смотровую площадку Нурекской ГЭС


Возвращаемся до Вахдата, и едем в сторону перевала.
В Дорбанде 121-й экипаж остановили ГАИшники. Это были первые взяточники на киргизких и таджикских дорогах, обычно нас останавливали, только для того, чтобы спросить, не нужна ли нам помощь. Превышение скоростного режима на 10 км. Просили штраф 1 500 руб. Уже позже мы узнали у местных, что штраф при любом нарушении скоростного режима 400 р. Выслушав длинную историю, о том, что мы взяток не даем, ГАИшники отпустили нас просто так.
Первый пост стоит Лобиджаре – регистрация колонны, проверка документов.
И вот здесь, как я уже писала, вам пригодятся ксерокопии паспортов или списки группы с паспортными данными, перечнем автомобилей с указание гос. номеров, заверенный печатью, в зависимости от количества участников.
Перед кишлаком Калай-Хусейн стоит блокпост въезд Го́рно-Бадахша́нскую автоно́мную о́бласть (ГБАО).

Вообще, на Памирском тракте стоит 12 блок постов. Ничего страшного в них нет, обычная регистрация, но к ним надо быть готовым, далее о них я писать не буду. На посту нам и рассказали, что дорога через Куляб закрыта, какую-то часть смыло очередным селевым потоком. Пришлось в очередной раз поверить в шестое чувство. Дело в том, что при подготовке маршрута, наш трек лег через перевал Калайх, а не привычной дорогой. Основной тракт проходит через Куляб, и поддерживается в хорошем состоянии. Все с кем общались, говорили, что ехать надо именно через Куляб. Но там дорога идет по  равнине, асфальта мы уже насмотрелись, да и в городе у нас его достаточно. Ехали мы туда не за хорошими дорогами. А за приключениями и красотами.



К вечеру проехали первал Калайх высота 3 250 м.







И вот он Пяндж. Река с грязной водой, но с мощным потоком завораживает.



А на той стороне Афган. Взгляд волей неволей пытается рассмотреть, что-нибудь на той стороне реки. Строения Афганцев очень необычные – ступенчатые, да и посадки расположены террасами.

На берегу Пянджа останавливаться НЕЛЬЗЯ. Но слева от дороги нам разрешили остановиться, наверное надеялись, что мы ничего подходящего не найдем, т.к. с левой стороны дороги прижим. Но, мы нашли поляну за Кишлаком Киврон, встали на ночевку.
Высота 1 200м.
Вечером в наш лагерь приехали пограничники, проверили правильность выбора поляны.
Конечно, поляна была с левой стороны дороги, и вроде бы ничего мы не нарушили, но напротив через р. Пяндж – афганский кишлак. Через некоторое время приехал начальник погранзаставы, и сказал, что выставит нам блок посты, с двух сторон. Что не могло нас не радовать.
Эту ночь мы спали под охраной.

Пробег 335км.


День 9

Движемся вдоль Пянджа, любуясь красотами.






Проезжаем очередные блокпосты. У военных усиления. В связи со сложившейся ситуацией из-за селевых потоков на Памир прилетает президент Таджикистана. Женщины репетируют народные танцы, прямо на постах, готовясь к встречи президента.

Памирцы не похожи на таджиков, много голубоглазых, темнорусых, рыжих.
Проехали устья Ванча. Пяндж здесь бесится – зажатый в узкой долине, бросается с одного берега на другой. Ему тесно…
В 10 км от р. Ванч встречаем барнаульский экипаж. Дружественная беседа, рассказы о самых ярких впечатлениях, и далее в путь.
Постепенно долина реки расширяется. Недалеко от кишлака Рушан мутный горный поток разливается. Там, где приток Бартанг вливается в Пяндж, очередной блокпост, проверяют документы. Вверх по Бартангу уходит дорога в сторону Усойского завала, в результате которого более ста лет назад из-за обвалившихся скал образовалось Сарезское озеро – объект изучения ЮНЕСКО. В наших пропусках в ГБАО отдельной строкой прописано: «Кроме озера Сарез».
Так потихоньку, любуясь пейзажами, мы добрались до Хорога.
Город Хорог – Столица Бадахшана .

Он расположен на высоте 2200 м на узких террасах в долине Гунта, в месте впадения его в Пяндж, и вытянут почти на 10 км. вдоль реки. В 1896 году, когда была установлена по Пянджу государственная граница между Россией и Афганистаном, в маленьком кишлаке Хорог было построено пограничное укрепление, состоящее из двух каменных домов и казармы. С тех пор кишлак разросся, превратившись в уютный и светлый городок.
Заправка. Покупка фруктов. Поражаемся правоохранительным органам. Они выполняют помогательные, а не карательные функции.



Наш путь лежит в долину реки Шахдара, это самый крупный приток реки Гунт.


Долина Шахдары – одна из самых заселенных и красивых долин в Бадахшане. Живописные кишлаки окружены полями зерновых посевов, рощами тополей, орешника и фруктовыми садами. Здесь рядом с трактором, в том месте, куда он не может заехать, можно увидеть идущего за плугом шугнанца. Здесь начинается дорога к Пику Маяковского. Его высота над уровнем моря – 6 096 метров; он на полкилометра превышает Эльбрус – высочайшую вершину Европы. Пик Маяковского выделяется и над всеми окружающими вершинами, но его можно увидеть только с больших высот, или с гребней водораздельного хребта, протянувшегося между реками Шахдара и Пяндж.
Для того, что бы полюбоваться пиком мы и забрались в долину р. Бодомдара.


Нашли уютную поляну с видом на пик Маяковского и встали на ночевку. Высота 2 900м.


Пробег 300км.


День 10


Всю ночь шел дождь, утро тоже не радует солнышком ,+11.
Едем в обратном направлении. Радиальный выезд в долину Шахдары закончен.

В районе кишлак Бароджи. Встречный автомобиль. В нем оказался, милиционер. Он остановил колонну, спросил, почему мы возвращаемся, нет ли у нас каких проблем?
Выяснив, что возвращение у нас по графику, пожелал счастливого пути и отпустил восвояси.
Возвращаемся в Хорог. В планах посещение музея.
Заправка. Из-за визита президента по всему городу пробки. Один из местных нам рассказал, что до места, где недавно сошел сель около 15 км., туда можно проехать, и увидеть последствия своими глазами.
Меняем свои планы, на посещения музея. И поворачиваем в сторону кишлака Мун.
На выезде из Хорога очередной пост. Дорога перекрыта. Но объяснив, что мы только хотим посмотреть место трагедии, нас зарегистрировали, и пропустили.

Приехали на место трагедии, где когда-то был кишлак Барсен. Кишлак располагался на берегу реки Гунт, рядом с местом впадения в нее маленького ручейка Барсен. Этот ручеек и был причиной несчастья. В верховья ручья скопилась талая вода, от высоких температур окружающей среды образовала озеро. Его попытались начать медленно спускать, но попытка оказалась неудачной, дамбу прорвало, и поток воды с бешеной силой рванул вниз. В этой трагедии пострадал, один человек (работник, который пытался разобрать дамбу, и медленно спустить воду с образовавшегося озера). Жителей кишлаков успели предупредить.
2 кишлака, 72 дома оказались под селем. 20 домов полностью ушли под землю, лишь у одного из них видно крышу, остальные стоят в воде. Река Гунт образовала озера, и дорога ушла под воду.





Идет строительство новой дороги, путем взрывания прилегающих скал.

Строители дорог нам объяснили, что запруду, образовавшую озеро будут расчищать осенью по малой воде.
И опять в дорогу.



К 16 часам добрались до горячих минеральных источник Гарм-Чашма (в переводе с таджикского «Горячий источник»).

Источник расположен на высоте 2 325м над уровнем моря, на западном склоне Шахдарьинского хребта, в среднем течении реки Гарм-Чашма, близ города Хорог в Ишкашимском районе Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана. Источнику не одна тысяча лет, так как только за многовековое существование могло образоваться громадное травертиновое отложение (известковые натёки), каскадами ниспадающее к реке. Эти каскады – ярко-белого, желтоватого и бурого цветов – тянутся в виде изогнутой горки.

Температура в бассейнах очень высокая – около 50-60 градусов… Наслаждаемся очень горячими ваннами.
После приема горячих ванн, но без чашечки кофе, продолжаем свой путь по Памиру.
Проезжаем Ишкашим – небольшой поселок, состоящий из 3-х улиц, протянувшийся вдоль автодороги по Пянджу, является административным центром района и расположен на границе с Афганистаном.

Достопримечательностью поселка является Афганский базар, проводимый по выходным на нейтральной территории за мостом через Пяндж. Но, так как понедельник, это далеко не выходной, а мы там были именно в понедельник, то Афганский базар нам посмотреть не удалось
В 15 км. западнее Ишкашима близ кишлака Намангути находится знаменитая крепость (вернее оставшиеся от нее руины) – одна из древнейших крепостей Западного Памира – Каахка (III в. до н.э. – VII в.). Крепость Каахка называется так по имени легендарного богатыря, царя сиахпушей – огнепоклонников. Она высится на скале посреди долины и вытянута в длину на 675 м и в ширину на 200 м. Мощные, из камня и сырцового кирпича, двойные стены укреплены 56 круглыми и квадратными башнями с бойницами.









«...Три крепости соединяет старинное предание об огнепоклонниках сиахпу-шах – «одетых в черное», которое передают из поколения в поколение. Три брата-великана жили в долине, и Кахкаха, самый злой и такой сильный, что мог скалу поднять, владел Каахкой. Зулхашам обладал крепостью в Ямчуне, а младший, Зангибор – в Хиссоре, в верховьях долины. Напротив Каахки, за спинами ближайших гор поднимается снежная вершина высочайшего пика Гиндукуша – почти восьмитысячный Тирьядж-Мир, обитель богов и волшебниц-пери. На его плече лежит перевал Истраг, ведущий в Индию. Близ этого перевала стоял замок сестры великанов – Зульхумор. Мусульмане не могли одолеть Кахкаху, но пришел Али, зять Пророка, и своим мечом истребил братьев. Оставшиеся огнепоклонники бежали через Истраг в Индию... Как ни удивительно, но предание сохранило правдивые детали, хотя мусульмане пришли сюда в IX веке, в Вахане действительно обнаружены остатки ранне-средневековых храмов огня. Да и по сию пору сохранились обычаи, связанные с его культом, – утром, разводя очаг, хозяйка бросает в него горсть муки с маслом, как это делали древние арии. Невеста, навеки уходя из отцовского дома, сыплет в сапог золу из родительского очага. А под Новруз и другие праздники, когда священнослужитель-халифа обходит дома верующих, в стенах мазаров-оштон, священных мест памирцев, в особых нишах зажигаются к ночи лампады с коровьим маслом...
Но легендарные ли сиахпуши возвели Каахку? Молчаливо хранит она древнюю тайну...»

По Пянджу, Гунту и Шахдаре, до наших дней сохранилось много подобных крепостей.
Высокогорная Средняя Азия необычайно популярна среди западных туристов. На крепости встречаем румынца






На ночевку встаем в кишлаке Намангути, с видом на крепость. На частной не используемой территории.


Пробег 160км.
Фото:
  • Архив

    «   Сентябрь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30