
Утро на озере Хиндигтик-Холь выдалось свежим. Ветер стих, по озеру больше не гуляли волны, и не было шума прибоя. Как оказалось ночью была минусовая температура – фотоаппарат, оставшийся в машине, отказался реагировать на команду включения...
Сегодня мы едем в лагерь ко второй группе экспедиции СМ-2013 «Монгун-Тайга». Они вчера совершили восхождение на вершину горы Монгун-Тайга, а скорее возъезжание)) Увы, мы немного не успели по времени, чтобы стать свидетелями этого события.
По дороге возникают технические неполадки, останавливаемся на ремонт. Дружно устраняем возникшие проблемы и снова в путь.

[spoiler]
Посреди степи стоит каменный воин, мы просто не смогли проехать мимо

А потом снова ремонт...

Дорога к лагерю второй группы проходит через село Магур-Аксы. На выезде из села останавливаемся возле памятника Тарбагану. У этого памятника своя история создания...))


Въезжаем в заповедную зону. Еще чуть-чуть и нашим глазам открывается озеро Эски Толайты, на той стороне которого стоит лагерь.

Долгожданная встреча. Много эмоций радости, поздравлений с успешным достижением цели и завершением основной части экспедиции у второй группы

Устраиваем дневку: общение, баня, шурпа, беседы у костра и конечно дела житейские – ремонты, стирка, ну и конечно мы сами себя развлекали)))

Сибирский марафон в сборе))

1 августа.
Утром не спеша сборы, пожелания друг другу хорошей дороги и в путь.

Ах, да! В нашем составе прибыло. К нам в качестве штурмана присоединился Алексей Федюнин, а также присоединился экипаж Антона Хазова.
Ну вот, снова в движении, дорога Магур-Аксы - Хандыгайты. Проезжаем перевал Субурган. В Хандыгайты делаем остановку, пополнить запасы и заправиться. Попадаем под сильнейший ливень.

Едем дальше, снова дорога ведет нас на перевал. На перевале делаем небольшую остановку, и включаем мантры. Это...даже не знаю как сказать. Ты стоишь на высоте, вокруг горы, облака лежат у тебя под ногами и пространство наполняется звуками, которые настолько неспешные, спокойные, умиротворящие. Вот в этот самый момент ты понимаешь, что время остановилось, его здесь и сейчас просто нет.

Нашли возле небольшой речки место для ночевки. Дорога к нему идет вдоль обрыва, который напоминает каньоны)

Костры в спасение от комаров, бурлящий борщ на плите – так начался этот вечер.

Дальше были кулинарные эксперименты в исполнении Александра Вовний – очередное таинство в виде запекания мяса на углях в земле. Это было интригующе и при этом результат непередаваемо вкусен.


Вот так необычно завершился очередной день)
2 августа.День ВДВ.

Едем на озеро Торе-Холь.
[JUSTIFY]И по пути мы проезжаем погранзаставу…хотя сказать «проезжаем» это не совсем так)) Мы проносимся мимо заставы колонной оставив за собой лишь только шлейф из пыли.


Прилично отъехав от заставы один из экипажей совершает остановку. Мы, как замыкающие, останавливаемся, чтобы их подождать. И вот тут нас нагоняет уазик-таблетка с пограничниками и собакой))

Началась проверка. Мы передаем по рации руководству, о возникших трудностях. Часть Экипажей возвращается и привозит разрешения на нахождение в пятикилометровой пограничной зоне. После завершения официальной части проверки документов все расслабились и позволили себе просто пообщаться.
Мы рассказали о себе, пограничники рассказали, какой мы устроили им переполох, проскочив мимо них стройной колонной на большой скорости. В, общем, посмеялись. Познакомились с их собакой, нам на наши просьбы о возможности фотографирования собаки предложили запечатлеть ее в работе, а именно в процессе поиска запрещенных предметов в одной из машин. Объектом поиска стал автомобиль 116 экипажа.


Уф!! Запрещенных предметов не обнаружено, можно спать спокойно

Примерно к обеду мы добрались до озера и решили устроить полудневку.
А вечером Александр Вовний снова нас удивлял возможностями походной кухни. Теперь он запекал щуку в фольге. Я такое первый раз видела, через три минуты после готовности от 8 больших щук ни осталось не кусочка, все съели!!

3 августа.
Увы этот день у меня отрывками, так как я большую часть провалялась на заднем сиденье с температурой.
И так сегодня наша дорога ведет нас в столицу Тывы - Кызыл.
По дороге мы останавливаемся, чтобы посетить Буддийский комплекс Эрзинского кожууна.

Помогаем вытащить машину из кювета.

В столице посещаем памятник "Центр Азии".

Выезжаем из Кызыла и направляемся в сторону Хакасии. Там нас покидает 111 экипаж, так как им пора возвращаться домой во Владивосток, а Александру Вовний в Екатеринбрг. Очень жаль расставаться, ведь время проведенное вместе сделало нас ближе, сделало командой...
Вечер выдался дождливым.
4 августа
Заезжаем в село Шушенское.
А чем собственно не транспорт)))

отправляемся в Государственный историко-этнографический музей заповедник "Шушенское"

может показаться, что музей это скучно, что нудный работник музея будет что-то рассказывать малоинтересное.
Но этот музей стоит посетить. Он, можно сказать, не формат в отношении других музеев




Покинув Шушенское, едем в сторону Саяно-Шушенской ГЭС, но по пути заезжаем в Майнскую ГЭС, а там...там разводят форель!!!

Во время посещения Майнской ГЭС выясняется, что 72-й экипаж теряет ключ от автомобиля. И это невероятно, но ключ находится в рыбных сетях запруды, где держат форель на вылов!!

Дальше Саяна-Шушенская ГЭС, фотосессия

и мы отправляемся по дороге на Казановку.
Водитель, помни!! Поезду надо уступать


Ночевку устраиваем на территории Хакасского республиканского национального музея заповедника.

5 августа
Заповедник "Казановка и экскурсия в прошлое с Леонидом Ереминым.



В столовой заповедника весят рисунки, они необычны. Вот этот мне очень понравился.

Наш маршрут теперь уходит вглубь Хакассии. Проехав через Таштып мы вышли на категорийный участок нашей экспедиции - зимник на Усть-Кабырзу.
Теперь у нас приключения немного иного рода)) офроад во всей своей красе

Пошли вход лебедки, пошли первые разбортовки колес и в общем понеслась...))

В этот день мы проехали совсем немного. Лес густой, полян почти нет, на ночевку встаем там где нас настигает ночь. Что нас ждет впереди, не знаем, ведь с первой экспедиции прошло 15 лет, и сколько теперь длинной этот зимник и в каком он состоянии...
Как-то я спросила по своей еще глупости: "А зимник летом в каком состоянии?"
на что получила ответ, вполне логичный: "В каком? В жидком конечно!

Но оценить всю суть этого выражение можно только увидев это воочию.
6-8 августа.
Двигались мы очень медленно, лебедки спасали, но много работали и физически, периодически были поломки.




И когда ты видишь, что подготовленные автомобили ломаются здесь, проходят с большим трудом, начинаешь задумываться, как же этот участок проехали 15 лет назад, когда и лебедок то не было и машины были не такие подготовленные...


Несмотря на все трудности, мы оставались в хорошем настроении и не переставали шутить))


9 августа.
Дорога В. Таштып - Усть-Кабырза. ну вот можно сказать категорйный участок завершился, но приключения дороги домой продолжаются!
В брод через реку Кабырза мы проходили трижды. И последний оказался самым экстремальным.
70-й экипаж сносит течение, он глохнет, хорошо что натыкается на мель, его разворачивает и он встает, в салоне полно воды. Проводим спасательную операцию...

.jpg)
Машина на берегу, но теперь вынужденная техническая остановка, так как необходимо просушиться и осуществить замену масла, восстановить работу двигателя, чтобы двигаться дальше.

Пока ремонтируемся, встречаем группу велотуристов, которые проходят реку в брод, не там где мы, а рядом и им всего по колено.

село Усть-Кабырза снова в брод, но уже через реку Мрасса.

Делаем остановку. По факту самое сложное позади, дальше только дорога домой. В селе было очень многолюдно и связано это с тем, что завтра 10 августа у них день села, ему исполняется 310 лет!
Мы же покидаем село и выезжаем на дорогу Усть-Кабырза - Таштагол, ищем тихое место для ночевки.
10 августа.
Движемся по асфальту колонной. У 70-го экипажа отваливается кардан. Остановка на ремонт.

Потом по дороге помогаем вытащить машину, улетевшую с трассы, так как эвакуатор до нее добраться не может.


В этот день мы доезжаем до реки Чулым. Мы почти совсем рядом с домом, но так как 70-й экипаж сильно потрепан после неудачного брода, не рискуем ехать в темноте и делаем ночевку на берегу реки.
11 августа утром вытягиваем 70-й экипаж с берега реки и проходим оставшиеся 100 км до соединения со второй группой экспедиции Сибирский марафон 2013.

12 августа - финиш.
Экспедиция Сибирский марафон 2013" завершилась!
Здесь, на площади...я уже совсем не та, что уезжала 21 один день назад, теперь есть жизнь до экспедиции, а есть после...
Хочется сказать спасибо клубу, руководителям и всем участникам экспедиции за это время, которое теперь уже прошлое, но которое стало бесценными воспоминаниями.
Отдельное спасибо моему экипажу! За терпение, за то что были моими гуру!

Всем пока-пока!))) У меня впереди еще короткая, но все же дорога домой...

Спасибо Александру Останьковичу за фотоматериал

Фото: